Кафедра низких температур МЭИ Ккиогеника. Криофизика. Криоинженерия
Криогенная техника. Основы специальности


Основы специальности ПредисловиеВведениеМатериально-техническая база общества Виды техникиФункции техникиПереработка и передача информацииТехнологияНаука и техникаТехника и производствоЭтапы развития техникиНаучно-техническая революцияПрофессиональная функция инженера Социальная функция инженера Виды инженерной деятельности. СпециализацияВиды инженерной деятельности по задачамИнженерное творчествоИзобретение и открытиеОсобенности инженерного творчестваОграничения инженерного творчестваПодготовка инженеровЧему и как учат студентаОбщие и специальные учебные дисциплиныОбъект, процесс и методЛекция - основная форма обученияИз истории криогенной техникиРазвитие криогеники в двадцатом векеЗачем нужна криогенная техникаЗадачи и методы криогенной инженерииКраткий словарь терминов «крио»Литература

В. М. Бродянский. Криогенная техника. Основы специальности

1.5. Этапы развития техники

Средства труда (т.е. техника) существуют с тех пор, как существует человеческое общество, и развиваются вместе с ним. История этого развития (как и всякая история) интересна и поучительна во многих отношениях. Она показывает, в частности, как постепенно, с остановками, отступлениями и ускорениями шло развитие техники н технологии, что способствовало их поступательному движению и что мешало ему.

История показывает, что уже на заре цивилизации человек знал и умел уже многое, гораздо более того, что представляется с первого взгляда.

В технике все ее функции (за исключением последней - информационной) уже осуществлялись, можно сказать, с самого начала. В технологии тоже возникали и развивались издревле: механическая (с использованием костяных, каменных, затем бронзовых и железных орудий ), термическая и химическая (обработка пищевых продуктов, плавка металла, получение стекла и керамики), биологическая (изготовление хлеба, вина).

Все это поступательное движение происходило вначале очень медленно; затем его темп все больше увеличивался. Об этом писал еще 30 лет назад швейцарский инженер Г. Эйхельберг:

«Представим себе это движение человечества в виде марафонского бега на шестьдесят километров [т.е. берутся последние 600 000 лет истории человечества: 1 км принимается за 10 000 лет, а 1 м соответственно - за 10 лет.]. Большая часть этого расстояния пролегает по весьма трудному пути - через рощи и девственные леса - мы об этом ничего не знаем; ибо только в самом конце, после пятидесяти восьми - пятидесяти девяти километров мы находим наряду с первобытными орудиями пещерные рисунки, как первые признаки культуры, и только на последнем километре появляются все больше признаков земледелия.
3а двести метров до финиша дорога, покрытая каменными плитами, ведет мимо римских укреплений. За сто метров до финиша наших бегунов обступают средневековые городские строения. До финиша остается еще пятьдесят метров; там стоит человек, умными и понимающими глазами следящий за бегом,- это Леонардо да Винчи.
Осталось только десять метров. [На момент написания пособия - в 1984 г. - шестнадцать.] Они начинаются при свете факелов и масляных ламп. Но при броске на последних нескольких метрах происходит ошеломляющее чудо - свет заливает ночную дорогу, повозки без тяглового скота мчатся мимо, машины шумят в воздухе и пораженный бегун ослеплен светам прожекторов репортеров радио и телевидения».

Этапы развития техники

Не следует думать, что резкий взлет науки и техники на последнем отрезке дистанции связан с тем, что человек нашего времени «умнее» и талантливее, чем его близкие и тем более далекие предки. Дело совсем в другом. Еще Ф. Энгельс отметил, что наука и техника развиваются пропорционально унаследованной от предыдущих поколений массе знаний (т.е. по экспоненциальному закону dS/dt=K, где S - массив накопленных знаний, t - время, K - коэффициент пропорциональности, зависящий от народонаселения и исторических условий).

Каждому последующему поколению в определенном смысле легче не только потому, что оно имеет в запасе больше исходной информации, но и потому, что в нем больше голов, имеющих возможность думать. Поэтому, как писал чл.-корр. АН СССР Е.Л. Фейнберг: «Люди правы, когда, потрясенные тем, что на их глазах сделано больше, чем за всю прошлую историю, возносят хвалу науке своей эпохи. Они не правы, если думают, что это исключительная ситуация, характерная только для их времени» [7]. Эти слова в полной пере относятся и к развитию техники.

Понимая это, нужно отдавать должное создателям науки и техники прошлого, на пример и результаты работы которых мы опираемся. А.С. Пушкин писал: «Уважение к минувшему - вот черта, отличающая образованность от дикости».

В пределах курса «Введение в специальность» нет возможности подробно останавливаться на истории техники. [Более подробно с историей техники можно познакомиться по книгам [8, 9] и статьям, постоянно публикуемым в журналах «Наука и жизнь», «Техника - молодежи» и «Знание - сила».]



Следующая страница: Научно-техническая революция


    Главная   • Криогенная техника. Основы специальности   • Этапы развития техники  

Криогенная техника. Основы специальности
Современные проблемы теплофизики и энергетики-2024
Московский Энергетический институт (МЭИ) © Кафедра низких температур МЭИ, 2021.
Криофизика, криоэнергетика, криоинженерия.
Криогенная техника.
о проекте
контакты
НТ МЭИ
Волшебство науки
Криофизика
карта сайта