Кафедра низких температур МЭИ Ккиогеника. Криофизика. Криоинженерия
Криогенная техника. Основы специальности


Основы специальности ПредисловиеВведениеМатериально-техническая база общества Виды техникиФункции техникиПереработка и передача информацииТехнологияНаука и техникаТехника и производствоЭтапы развития техникиНаучно-техническая революцияПрофессиональная функция инженера Социальная функция инженера Виды инженерной деятельности. СпециализацияВиды инженерной деятельности по задачамИнженерное творчествоИзобретение и открытиеОсобенности инженерного творчестваОграничения инженерного творчестваПодготовка инженеровЧему и как учат студентаОбщие и специальные учебные дисциплиныОбъект, процесс и методЛекция - основная форма обученияИз истории криогенной техникиРазвитие криогеники в двадцатом векеЗачем нужна криогенная техникаЗадачи и методы криогенной инженерииКраткий словарь терминов «крио»Литература

Научно-познавательный сайт
«Волшебство науки»

Сайт «Волшебство науки»: magic-sci.ru

«Волшебство науки» - сборник научно-популярных статей, посвящённых различным областям науки и знания. Портал не претендует на всеохватность, зато доходчиво растолковывает проблематику научных работ Софьи Ковалевской или тонкости химического производства соды. Космические достижения и химия, личности учёных и особенности климатических изменений - смешанная тематика сайта обещает интересные находки всем.


Предлагаем вашему вниманию несколько фактов и соображений из мира науки и искусства


Образы древних учёных в искусстве

До середины ХХ века, когда наука становится не только массовым занятием, но и крупным социальным институтом, когда в обиход входит словосочетание «научный работник», ученость приравнивалась к мудрости. Начало этой традиции, ныне почти угасшей, уходит в глубь месопотамской и египетской истории. До наших дней дошел облик Хемона, носившего титул «брат фараона» и бывшего ответственным за строительство пирамиды Хеопса. Нам известно имя Сенмута, строившего храм царицы Хатшепсут. Но оба они — в первую очередь крупные государственные чиновники.

Однако до нас дошел, благодаря многочисленным статуям, и обобщенный образ ученого, бывшего в Египте прежде всего писцом. Портреты «писцов», начиная со знаменитой статуи Каи, опять-таки являют нам облик крупных чиновников, но неизменная поза писца, столь же иератичная, как и в статуях фараонов, во всяком случае указывает на высокий статус умственного труда по меньшей мере с ХХЧ века до н. э.

Хеси-Ре, писец и друг фараона.
Хеси-Ре, писец и друг фараона.
Рельеф, дерево.
Древний Египет. XVII до н.э.


О том же свидетельствуют тексты ХЧ века до н. э., вроде «Поучения Ахтоя, сына Дуауафа, своему сыну Пиопи»: «Обрати же сердце свое к писаниям! Видел я освобожденного от повинностей его. Смотри, нет переизбытка писаний!.. Что же касается писца, то место его всякое — в столице, и не будет он бедным в нем... Да заставлю я тебя полюбить писания более, чем свою мать, и да покажу красоту их перед тобой, ведь она больше красоты должности всякой, и не было подобной ей в земле этой»'.

В отличие от Египта, в Греции классической эпохи портретное сходство было подчинено стремлению передать идеальный образ, и потому дошедшие до нас изображения, которым с большей или меньшей определенностью приписаны имена Фалес, Демокрит, Анаксагор, не более достоверны, чем образы Аполлона, Геракла или Гомера. Однако и классические и эллинистические «портреты» ученых, известные нам по римским копиям, достаточно интересны KBK поиск идеального типа мыслителя.

Анаксагор с астрономическим инструментом гномоном в руках
Анаксагор с астрономическим инструментом гномоном в руках
Римская мозаика, III век


От памятной колонны, которую жители Милета посвятили своему великому земляку Анаксимандру (ок. 610 — 540 г. до н. э.), уцелела лишь нижняя половина — грубо проработанные стопы и едва намеченные под складками ноги. И этого, впрочем, достаточно, чтобы понять: статуя была во всем подобна ксоанам, деревянным архаическим изображениям божеств. Анаксимандр известен не только космологическими трудами, составлением карты обитаемого мира и карты звездного неба. Он был, кроме того, государственным деятелем и руководил колонизацией Аполлонии на побережье Черного моря. Недаром Шиллер в своих «Художниках» так восхищался наивной целостностью эллинской науки:

Теперь гармонию он сферам возвратил
С самодовольным юным обаяньем,
И если он пленялся мирозданьем,
Он симметрию в нем любил.

Для современников Фалеса, сумевшего предсказать солнечное затмение 585 года до н. э. с точностью в несколько дней, или Анаксимандра, доказывавшего, что Земля имеет форму невысокого цилиндра, вокруг которого обращаются три небесные сферы, почтение перед мудростью смешивалось с некоторым страхом. Гераклит из Эфеса (конец Vl — начало V в. до н. э.), прозванный «темным» за трудность уразумения его текстов, его современник Пифагор, сменивший родной Самос на далекий итальянский Кротон;

Пифагор. Иллюстрация из книги Френкино Гафурино «Теория музыки»
Пифагор.
Иллюстрация из книги Френкино Гафурино «Теория музыки»
Издание 1492 года, Милан


Все четверо широко представлены на римских изображениях, трое (средневековье относилось к Платону без симпатии) встречаются на фресках, на листах манускриптов в пределах и христианской и магометанской частей тогдашнего культурного мира. Более того, и Платону, окруженному учениками в саду Академа, и Гиппократу, и Аристотелю традиция приписывала божественность, так что вполне вероятно, что широко распространенная живописная композиция, изображавшая философа с учениками, оказала влияние на раннехристианскую иконографию. Наконец, трагическая гибель Архимеда (легендарное «Не трогай моих кругов!»), бытово заниженные истории о6 открытии закона, названного позже его именем,— все это придавало образу сиракузского математика и инженера глубоко человеческие черты ', вновь и вновь привлекавшие внимание художника и живой интерес публики.

Академия Платона. Римская мозаика
Академия Платона
Римская мозаика. Вилла близ Помпей
I в. до н.э.


В одном из своих писем Цицерон повествует о том, как он разыскал заброшенную могилу Архимеда, о котором не помнили в Сицилии. В действительности участие Архимеда в обороне Сиракуз — наиболее яркий, но отнюдь не главный эпизод в жизни великого инженера. В юности под руководством отца, астронома Фидия, он создал планетарий, приводившийся в движение водой. Ему принадлежит разработка числовых рядов (работа «Исчисление песчинок»). После «Способа изучения механических теорий» Архимед посвятил себя математике (сочинения «Конус и цилиндр», «Конусоиды и сфероиды»). Разработка «архимедова винта», системы блоков, подготовка труда «Плавающие тела» относятся к первому периоду жизни человека, идеально воплотившего в себе теоретика и практика.

Архимед. Иллюстрация «Десяти книг об архитектуре Везувия»
Архимед (Эврика!)
Иллюстрация к бразильскому изданию 1575 года
«Десяти книг об архитектуре Везувия»


Образ Архимеда наиболее популярен в течение вот уже двадцати столетий в силу человечности легенды, созданной массовым сознанием и ему принадлежащей. Менее «повезло» другим античным инженерам, будь то ученик Аристотеля Стратон, составивший первую книгу по механике, Филон Византийский (II I век до н. э.), написавший множество книг, включая «Пневматику», или Герон Александрийский (I век до н. э. или I век н. э.). Философы и моралисты появляются в «портретных» изображениях значительно чаще. Изображение Ктесибия (III век до н. э.), создавшего гидравлический насос, первую металлическую пружину и множество сложных автоматов, относится к числу редких исключений.

Ктесибий. Иллюстрация «Десяти книг об архитектуре Везувия»
Ктесибий
Иллюстрация к бразильскому изданию 1575 года
«Десяти книг об архитектуре Везувия»


Неудивительно, что, словно противодействуя сдвигам вкуса во времени, образ Архимеда сохраняет высокую устойчивость в веках, будь то работа эллинистического живописца, послужившая моделью для римской мозаики, труд анонимного иллюстратора компиляции из Витрувия, изданной в Базеле в 1582 году, или, наконец, «рембрандтовский» персонаж на полотне Доменико Фетти, созданном в 20-е годы XVII века. Увы, это почти исключение. Наши знания об изобразительном искусстве в сложную эпоху перерастания античной культуры в средневековую не могут опереться на достаточное число источников — слишком много погибло в Vl I I-IX веках, в бесконечных битвах с арабами на юге и норманнами на Западе и Севере Европы.

В.Л. Глазычев. Фрагмент из книги «Гемма Коперника»





    Главная   • О проекте   • Волшебство науки  

Криогенная техника. Основы специальности
Современные проблемы теплофизики и энергетики-2024
Московский Энергетический институт (МЭИ) © Кафедра низких температур МЭИ, 2021.
Криофизика, криоэнергетика, криоинженерия.
Криогенная техника.
о проекте
контакты
НТ МЭИ
Волшебство науки
Криофизика
карта сайта