Кафедра низких температур МЭИ Ккиогеника. Криофизика. Криоинженерия
Криогенная техника. Основы специальности


Основы специальности ПредисловиеВведениеМатериально-техническая база общества Виды техникиФункции техникиПереработка и передача информацииТехнологияНаука и техникаТехника и производствоЭтапы развития техникиНаучно-техническая революцияПрофессиональная функция инженера Социальная функция инженера Виды инженерной деятельности. СпециализацияВиды инженерной деятельности по задачамИнженерное творчествоИзобретение и открытиеОсобенности инженерного творчестваОграничения инженерного творчестваПодготовка инженеровЧему и как учат студентаОбщие и специальные учебные дисциплиныОбъект, процесс и методЛекция - основная форма обученияИз истории криогенной техникиРазвитие криогеники в двадцатом векеЗачем нужна криогенная техникаЗадачи и методы криогенной инженерииКраткий словарь терминов «крио»Литература

Кафедра низких температур МЭИ

Официальный сайт кафедры НТ МЭИ: nt-mpei.ru

Кафедра низких температур МЭИ основана в 1975 году, основным направлением учебной деятельности кафедры стала подготовка учёных и инженеров, работающих в области низких и сверхнизких температур. Научные школы кафедры продолжили изучение сверхтекучести гелия, разработку молекулярно-кинетической теории в сфере криодиапазнов температур, исследования свойств монодисперсных частиц. В девяностых годах сложилось новое направление научно-образовательной деятельности кафедры - наноэнергетики и нанотехнологий.


Кот среди формул

Третье тысячелетие стало эрой проникновения роботов во все сферы жизни, и прежде всего - в сферу информационных технологий. Ради машинного прочтения нам требуется написать что-то длиннее одного абзаца, поэтому предлагаем вашему вниманию фрагмент научного текста, посвященного самому понятию «наука».


Что есть наука? Особенности определения

Как известно, науку составляют теории, определенные проблемы (вопросы) и методы, используемые для решения этих проблем и построения теорий. Поэтому термин «наука» будет использоваться в смысле совокупности теорий, проблем и методов, применяемых для изучения некоторого множества объектов (предмета науки) и сформулированных в некотором языке (языке науки). При этом термины «теория» и .«проблема» будут каждый раз уточняться по мере рассмотрения различного рода языков (чисто формального, формально-содержательного, чисто содержательного).

Подобное понимание термина «наука» не претендует на сколько-нибудь точное и исчерпывающее описание специфических и существенных свойств реально существующих наук. Оно просто-указывает на следующие три обстоятельства:

Во-первых, на то, что к науке относятся не только теории в узком смысле этого слова (как это нередко делается), но также те проблемы (вопросы) и методы, которые предназначены для исследования соответствующей области объектов. Отнесение к науке проблем и методов не противоречит многим ситуациям, в которых употребляется термин «наука». Например, говорят не только о математических (или физических и т. п.) теориях, но и о математических (физических и т. п.) проблемах, а также методах. Известно, что существуют не только р различные р азделы алгебры, различные геометрии, и т. п., но существуют и методы алгебры (геометрии и т. д.). Для нас это важно подчеркнуть потому, что в нашу задачу входит не только анализ теорий, но и вопросов.

Во-вторых, на то, что предложения теорий, проблемы и методы связаны с исследованием некоторого множества объектов. Большинство известных теорий имеют предметом исследования непосредственно какую-нибудь область или сторону реально существующего мира (природы, общества, или мышления). Однако некоторые теории (например, математика) непосредственно исследуют не реальный мир, а либо совокупности так называемых абстрактных идеализированных объектов (точек, чисел и т. п.), либо некоторые абстрактные структуры. Но, в конечном счете, они предназначены для исследования реального мира, хотя бы и опосредованным образом. Ввиду этого относительно любой теории правомерно ставить вопрос о ее непосредственном или опосредованном отношении к действительности, являющемся по своей природе гносеологическим отношением.

Исследование теории как объекта теоретического анализа предполагает ее гносеологический (философский) анализ, в том числе анализ ее гносеологических оснований и ее гносеологического обоснования. На протяжении истории науки этот анализ осуществляется с различных философских позиций, представляющих различные уровни развития философии и различные направления в ней. Нашей главной задачей является выяснение сущности гносеологических оснований и гносеологического обоснования теорий, а также гносеологический анализ вопросов (проблем) с позиций материалистической диалектики.

Третьей, подчеркнутой нами особенностью науки является языковый характер ее теорий и проблем. Действительно, ни одна теория или проблема не мыслима вне языка. Это дает возможность рассматривать теории и проблемы как некоторые языковые системы, которые можно исследовать с позиций семиотики. Иначе говоря, к теории и проблеме возможен семиотический подход, что особенно важно для выявления логических оснований языковых систем и логического обоснования теорий. При решении поставленных в данной работе задач мы будем широко пользоваться семиотическим анализом теорий и проблем. Поэтому имеет смысл более подробно остановиться на понятии языковой системы и сущности подхода к теории и проблеме как к языковым системам в целях их семиотического анализа.

Ю.А. Петров. Фрагмент из книги «Математическая логика»




Следующая страница: Портал Криофизика


    Главная   • О проекте   • Кафедра низких температур МЭИ  

Криогенная техника. Основы специальности
Московский Энергетический институт (МЭИ) © Кафедра низких температур МЭИ, 2021.
Криофизика, криоэнергетика, криоинженерия.
Криогенная техника.
о проекте
контакты
НТ МЭИ
Волшебство науки
Криофизика
карта сайта