Кафедра низких температур МЭИ Ккиогеника. Криофизика. Криоинженерия
Криогенная техника. Основы специальности


Основы специальности ПредисловиеВведениеМатериально-техническая база общества Виды техникиФункции техникиПереработка и передача информацииТехнологияНаука и техникаТехника и производствоЭтапы развития техникиНаучно-техническая революцияПрофессиональная функция инженера Социальная функция инженера Виды инженерной деятельности. СпециализацияВиды инженерной деятельности по задачамИнженерное творчествоИзобретение и открытиеОсобенности инженерного творчестваОграничения инженерного творчестваПодготовка инженеровЧему и как учат студентаОбщие и специальные учебные дисциплиныОбъект, процесс и методЛекция - основная форма обученияИз истории криогенной техникиРазвитие криогеники в двадцатом векеЗачем нужна криогенная техникаЗадачи и методы криогенной инженерииКраткий словарь терминов «крио»Литература

В. М. Бродянский. Криогенная техника. Основы специальности

Переработка и передача информации

Третья функция техники - переработка и передача информации. В пределах этой функции существует множество задач, их можно свести в три группы.

1. Контрольно информационные задачи связаны с необходимостью измерения, проверки значений некоторых характерных величии - в ходе какой-либо операции иди при оценке ее результатов. Такой контроль должен охватывать как объект воздействия техники (предмет труда), так и само техническое устройство (средство труда). О результатах необходимо информировать того, кому они нужны для принятия решения, - либо оператора, либо соответствующий автомат.

Величины, которые должны быть проконтролированы (т.е. прежде всего измерены) могут быть самыми различными: для материалов к изделий - количество, размеры, масса, температура, химический состав, твердость, цвет, пористость, влажность, прозрачность, магнитная проницаемость и т.п. Состояние техники также контролируется по разным параметрам - износ, вибрация, расход энергии по ее количеству и качеству и т.д. Приборы; используемые для контрольно-информационных целей, могут быть очень простыми и грубыми - от палки с насечками или портновского сантиметра до сложнейших, позволяющих измерять величины порядка размеров атома или заряда одной частицы.

По мере совершенствования техники выполнение контрольно-информационных задач все больше передается от человека к приборам: сначала к ручным, а потом к автоматическим. Существенным элементом всей этой техники служат устройства передачи информации.

Важно отметить, что контрольно-измерительные задачи информационной техники решаются не только применительно к "неодушевленным" предметам труда, но и к самому человеку (сюда входят все виды связи, которыми он пользуется, контрольные элементы медицинской техники и т.д.).

Нетрудно видеть, что и логические задачи, о которых речь пойдет ниже, непосредственно служат человеку.

2. Логические задачи связаны с переработкой информации; как и сама информация, они чрезвычайно разнообразны. Соответственно техника, выполняющая эти задачи, может быть и очень примитивной (например, деревянные счеты) и сложнейшей - «думающие» ЭВМ, выполняющие миллионы операций в секунду.

Выполнение логических задач только в последнее время в существенной степени передается от человека к технике: в течение всей предыдущей истории человек должен был решать их сам вплоть до самых рутинных вычислений, отнимавших колоссальное время. Передача технике возможно большей доли логических задач освобождает человека для наиболее важной творческой, эвристической деятельности.

Переработка и передача информации

3. Задачи управления относятся к технике, предназначенной для управления всей другой техникой, выполняющей все три функции. Это наиболее сложная задача в области информации, стоящая над всеми остальными. При управлении нужно не только собрать всю необходимую информацию и переработать ее (т.е. «думать»), но и действовать, «командовать».

По мере развития техники все ее функции, относящиеся к материалам, энергии и, наконец, информационная все больше передавались технике.

Однако задачи управления за редким исключением долго не поддавались этой передаче. Еще не так давно, в 1923 г., на Первой Всесоюзной сельскохозяйственной выставке висел плакат: «Человек - регулятор машины». Этот лозунг отражал действительное положение: в то время очень немногие параметры и лишь некоторых машин регулировались автоматически.

С тех пор ситуация существенно, радикальным образом изменилась. Наиболее резкий скачок произошел в 40-50 гг. в связи с бурным развитием кибернетики - науки об управлении.

Сейчас при управлении речь идет не только об автоматическом управлении по заданной программе; уже работают устройства, которые сами в зависимости от конкретных условий выбирают оптимальные режимы работы, а также отключают и заменяют выбывшие из строя элементы. Работают САПР - системы автоматизированного проектирования различных видов техники.

Подводя итоги краткому рассмотрению функций и задач техники, необходимо отметить ее неразрывную связь с технологией. Если техника, как совокупность искусственных средств целенаправленной деятельности человека, отвечает на вопрос «чем?», «посредством чего?», то технология отвечает на другой, не менее важный вопрос: «как?», «каким образом?». Если ответ на последний вопрос неизвестен, то вся техника будет мертва - ибо для того, чтобы она работала, надо знать, как работать. [Соответствующее выражение на английском языке (имеющее международное хождение) – «know how» (знать как).]



Следующая страница: Технология


    Главная   • Криогенная техника. Основы специальности   • Переработка и передача информации  

Криогенная техника. Основы специальности
Московский Энергетический институт (МЭИ) © Кафедра низких температур МЭИ, 2021.
Криофизика, криоэнергетика, криоинженерия.
Криогенная техника.
о проекте
контакты
НТ МЭИ
Волшебство науки
Криофизика
карта сайта