Кафедра низких температур МЭИ Ккиогеника. Криофизика. Криоинженерия
Криогенная техника. Основы специальности


Основы специальности ПредисловиеВведениеМатериально-техническая база общества Виды техникиФункции техникиПереработка и передача информацииТехнологияНаука и техникаТехника и производствоЭтапы развития техникиНаучно-техническая революцияПрофессиональная функция инженера Социальная функция инженера Виды инженерной деятельности. СпециализацияВиды инженерной деятельности по задачамИнженерное творчествоИзобретение и открытиеОсобенности инженерного творчестваОграничения инженерного творчестваПодготовка инженеровЧему и как учат студентаОбщие и специальные учебные дисциплиныОбъект, процесс и методЛекция - основная форма обученияИз истории криогенной техникиРазвитие криогеники в двадцатом векеЗачем нужна криогенная техникаЗадачи и методы криогенной инженерииКраткий словарь терминов «крио»Литература

В. М. Бродянский. Криогенная техника. Основы специальности

2.4. Подготовка инженеров

Общее повышение культурного уровня и профессиональной квалификации всех членов общества в условиях НТР ставит по-новому и задачи подготовки специалистов, работающих в области техники. Это относится и к рабочим, и к техникам, и к инженерам всех специальностей. Меняется и характер работы, ее качественные характеристики; меняются соответственно и количественные соотношения между работниками разного уровня. Подготовка инженеров в вузе должка реагировать на эти изменения.

В чем они заключаются? Обратимся к статистическим данным.
В 1939 г. в СССР было 1,2 млн. лиц, имеющих законченное высшее образование;
в 1960 г. – 4,0 млн.,
в 1970 – 8,3 млн.,
а в 1982 – 17 млн. (т. е. рост за последнее десятилетие примерно в два раза).

3а то же время число инженеров, занятых в народном хозяйстве, выросло с 1,1 млн. (1960 г.) до 4,9 млн. (1980 г.), т.е. более чем в четыре раза. Следовательно, число инженеров увеличилось за этот период в два раза быстрее, чем численность интеллигенции в целом. Численность рабочего класса также увеличилась, причем темп этого роста тоже опережал темп роста населения в целом. Это хорошо видно из таблицы:

Годы 1939 1959 1979 1981
Всего населения, млн. 194,0 208,8 241,7 266,6
Численность раб. класса, млн. 65 104 138 161
Доля рабочего класса, % 33,7 50,2 57,0 60,5


Отметим, что при росте за 20 лет числа инженеров в 4 раза число рабочих за это же время выросло с 10 до 16 млн., т.е. на 60%. Следовательно, число рабочих, приходящихся на одного инженера, уменьшилось с 9 до 3,3. Уровень образования рабочих характеризуется такими цифрами (число людей с высшим и средним образованием на 1000 чел.): 1939 - 87, 1959 - 401, 1970 - 590, 1981 - 787.

Сложный процесс роста, иллюстрируемый этими цифрами, порождает много новых задач; одна из них - установление оптимального соотношения между рабочими, техниками и инженерами, определение их численности в соответствии с нуждами народного хозяйства и науки и, наконец, правильное распределение функций между ними.

Еще сравнительно недавно, в первой половине нашего века, все эти задачи были ясны и легко разрешимы.

Рабочий имел дело непосредственно с предметом труда и соответствующей техникой, посредством которой он воздействовал на этот предмет труда. В зависимости от сложности операций, осуществляемых рабочим, он мог иметь разную квалификацию и образовательный уровень. В большинстве случаев было достаточно начального и лишь для самых квалифицированных неполного среднего образования. Физический труд в деятельности рабочего был преобладающим.

Подготовка технических кадров

Техник осуществлял на производстве непосредственное техническое и организационное руководство группой рабочих. Он, как правило, должен был иметь среднее специальное образование и досконально знать все, что относилось к его участку работы. Он не только мог дать нужные указания, но и сам был в состоянии успешно заменить любого из своих подчиненных на его рабочем месте. Таким образом, техник был на производстве промежуточным звеном между инженером и рабочим, разрыв между которыми по образовательному уровню был очень велик; кроме этого, на каждого инженера приходилось несколько десятков рабочих.

В организациях проектного и научно-исследовательского профиля техники были непосредственными помощниками инженеров. Во всех случаях техники выполняли работы, требующие хорошего знания соответствующей локальной области техники, но без необходимости использовать научные методы, даваемые высшей технической школой.

Инженер осуществлял в соответствии с определением, приведенным в §2.1, руководство работами по эксплуатации и совершенствованию существующей техники и технологии и созданию новых, а также ведение строительства. Специальности инженеров были более широкими, чем теперь. Инженеры имели, как правило, высшее техническое образование, но наряду с ними успешно работали многие «инженеры-практики», обычно из техников, обладавших большим практическим опытом и самостоятельно достигших самой высокой квалификации.

Независимо от того, к какой из этих категорий принадлежал инженер, различие между ним и техником просматривалось достаточно ясно. Как говорил один крупный русский инженер: «Техник работает по уже отработанным правилам и рецептам, а инженер должен эти правила и рецепты создавать».

В соответствии с описанным распределением функций между рабочим, техником и инженером устанавливались и их количественные соотношения. На производстве оно было от 50:5:1 (с наибольшей долей маломеханизированного ручного труда) до 15:3:1 (для наиболее механизированных или энергоемких).

В наше время под влиянием НТР ситуация значительно изменилась. Это изменение проявляется в двух аспектах: во-первых, в уменьшении разрыва в общеобразовательной и профессиональной подготовке между рабочим, техником и инженером и, во-вторых, в увеличении среди работников доли инженеров. И то и другое четко видно из приведенных выше статистических данных.

Очевидно, что все эти количественные и качественные изменения связаны с ростом уровня производительных сил под влиянием НТР и носят в основе объективный характер. Возникает вопрос, какие изменения в подготовке кадров инженеров и техников необходимы в этих условиях?

Первой реакцией на новые требования было стремление увеличить выпуск инженеров для народного хозяйства. Эта задача, как видно из приведенных выше цифр, была к середине 70-х гг успешно выполнена.

В 1980-е годы в связи с переходом народного хозяйства на путь преимущественно интенсивного развития во главу угла встал вопрос о качестве подготовки инженеров и техников, с тем чтобы они полностью соответствовали новым, все возрастающим требованиям народного хозяйства и науки.

Непременным условием успешного решения этой задачи служит правильное распределение функций между инженерами и техниками, а также создание условий для их производительной деятельности. К ним относятся:
•  повышение подготовки техников до уровня, более приближающегося к инженерному (сейчас квалифицированный рабочий, закончивший ПТУ, практически мало уступает специалисту со средним техническим образованием, закончившему техникум);
•  изменение соотношения между инженерии и техниками, с тем чтобы на каждого инженера приходилось 3-4 техника;
•  приведение выпуска инженеров в соответствие с потребностями по всем специальностям; освобождение инженеров от выполнения несвойственных им функций;
•  упорядочение заработной платы инженеров и техников в соответствии с количеством и качеством их труда.

Решение этих вопросов позволит поднять на должный уровень инженерный труд и обеспечить его высокую эффективность.

При самых благоприятных организационных и экономических условиях для инженерного труда он может быть в полной мере полезным обществу только в том случае, если инженер получил всестороннюю подготовку в технической высшей школе.



Следующая страница: Чему и как учат студента


    Главная   • Криогенная техника. Основы специальности   • Подготовка инженеров  

Криогенная техника. Основы специальности
Московский Энергетический институт (МЭИ) © Кафедра низких температур МЭИ, 2021.
Криофизика, криоэнергетика, криоинженерия.
Криогенная техника.
о проекте
контакты
НТ МЭИ
Волшебство науки
Криофизика
карта сайта