Кафедра низких температур МЭИ Ккиогеника. Криофизика. Криоинженерия
Криогенная техника. Основы специальности


Основы специальности ПредисловиеВведениеМатериально-техническая база общества Виды техникиФункции техникиПереработка и передача информацииТехнологияНаука и техникаТехника и производствоЭтапы развития техникиНаучно-техническая революцияПрофессиональная функция инженера Социальная функция инженера Виды инженерной деятельности. СпециализацияВиды инженерной деятельности по задачамИнженерное творчествоИзобретение и открытиеОсобенности инженерного творчестваОграничения инженерного творчестваПодготовка инженеровЧему и как учат студентаОбщие и специальные учебные дисциплиныОбъект, процесс и методЛекция - основная форма обученияИз истории криогенной техникиРазвитие криогеники в двадцатом векеЗачем нужна криогенная техникаЗадачи и методы криогенной инженерииКраткий словарь терминов «крио»Литература

В. М. Бродянский. Криогенная техника. Основы специальности

2. ИНЖЕНЕР И ЕГО РАБОТА
2.1. Профессиональная функция инженера

Для того чтобы создавать, совершенствовать и эффективно использовать технику всех видов, нужна целая армия людей, посвятивших себя работе в этой области.

Как во всякой, хорошо организованной армии в ней должны быть рядовые и сержанты, офицеры и генералы. Рядовые и сержанты - это рабочие, младшие офицеры - это техники, средний и старший офицерский состав - это инженеры. Наконец, генералы - это инженеры наиболее высокой квалификации, вооруженные не только обширными знаниями, но также деловым и жизненным опытом. Всех инженеров, входящих в состав самых различных подразделений «технической армии», часто объединяют общим термином «инженерный корпус».

Чтобы успешно выполнять свои задачи, инженерный корпус должен не только включать людей разного уровня по квалификации и опыту (деление «по горизонтали»), но и разных по специализации, каждая из которых связана с определенными функциями техники или видами техники и технологии (деление «по вертикали»).

Профессиональная функция инженера

Определяя роль инженера, акад. А.Ю. Ишлинский в выступлении на ХVII съезде профсоюзов СССР, назвал его «центральной фигурой научно-технического прогресса». Это почетное положения инженер должен занимать независимо от должности и специальности. Естественно, что при всем этом инженер должен всегда помнить, что в конечном счете успехи научно-технического прогресса определяет рабочий класс, который воплощает в реальность и доводит до конца все, что задумано инженерами.

Слово «инженер» (происходящее от лат. ingenium - способность, изобретательность) вошло в обиход c того же времени, как появились профессиональные технические специалисты - с начала промышленной революции. [Естественно, что и раньше - в древности и средние века – существовали инженеры, создавшие многие выдающиеся технические сооружения. Но широкое распространение эта специальность получила только в новое время.] Однако, как ни странно, в отечественной литературе нет до сих пор серьезного определения этого термина.

Мы уже указывали, что большая советская энциклопедия (БСЭ) определяет инженера, как «лицо, получившее высшее техническое образование по определенной специальности».

Это чисто юридическое определение по существу ничего не дает. Точно так же можно определить художника, как «лицо, окончившее художественный вуз», а писателя - как «лицо, окончившее…» и т.д. Нужно в каждом случае еще что-то, кроме диплома, - как минимум способность хорошо, творчески делать свое дело. Это, как известно, встречается даже у лиц, обладающих дипломом, далеко не всегда.

По-видимому, нужно определять слово «инженер» (так же, как и соответствующие термины для других специальностей) исходя из того, что он должен уметь делать, как специалист. Если синтезировать различные частные высказывания такого рода, то получится такое определение, которое можно принять как основу для рассмотрения:

«Инженер - специалист с высшим техническим образованием, активно работающий в области техники или технических наук, способный как лично, так и в качестве ответственного руководителя творчески решать в интересах общества задачи, связанные с созданием, совершенствованием и использованием техники».

Внимательный анализ этого определения показывает прежде всего, что необходимость получения высшего технического образования в нем отмечена, это необходимо, но совершенно не достаточно.

Что же нужно еще? Очень многое. Обратим прежде всего внимание на слова «активно работающий». Очевидно, что человек с высшим техническим образованием, но работающий в какой-либо другой области, не может называться инженером (хотя бы потому, что быстро дисквалифицируется). Но и специалист, оставшийся в технической области, но работающий пассивно, «как-нибудь» - тоже, по существу, не инженер. Большей частью такие пассивные, серые «инженеры» появляются потому, что неверно избрали специальность; их способности лежат где-то в другой области, где они могли бы активно, с интересом работать и приносить пользу, а не вред.

Слова «способный как лично, так и в качестве ответственного руководителя» имеют тоже очень важное значение.

О способностях мы уже говорили выше. Следует лишь добавить, что для инженерной работы, как и для любой другой профессии, необходимо обладать определенными способностями (а еще лучше - талантом). Однако только инженерные способности это ее недостаточно. Нужно учитывать, что современные техника и технология создаются и управляются не одиночками, а коллективами (и большими и малыми), в которых инженер играет роль руководителя, способного отвечать за действия и решения не только свои, но и своих подчиненных. Количество подчиненных может быть различным: один инженер руководит целой отраслью, другой - коллективом в три человека. Но ответственность остается всегда. Безответственный инженер - это не инженер.

Словами «в области техники или технических наук» подчеркивается тесная, неразрывная связь техники и технических наук. Инженеры работают в обеих областях, но независимо от этого каждый инженер в той или иной степени связан и с техникой и с техническими науками. Нельзя развивать любую из них без другой.

Поэтому настоящий современный инженер должен быть в определенной мере инженером-ученым (а не только ученым инженером [Сочетание слов «ученый инженер» вообще не имеет смысла, так как неученых инженеров не бывает: всех специалистов обязательно учат]). Он должен владеть научными методами и уметь применять их в своей работе.

«Творчески решать задачи…» В технике и технологии мало-мальски сложная новая задача имеет не одно, а несколько разных решений. Среди них шаблонное, стандартное решение (если оно вообще окажется пригодным) почти всегда не будет лучшим. Как правило, наиболее выгодным оказывается творческое, оригинальное решение.



Следующая страница: Социальная функция инженера


    Главная   • Криогенная техника. Основы специальности   • Профессиональная функция инженера  

Криогенная техника. Основы специальности
Современные проблемы теплофизики и энергетики-2024
Московский Энергетический институт (МЭИ) © Кафедра низких температур МЭИ, 2021.
Криофизика, криоэнергетика, криоинженерия.
Криогенная техника.
о проекте
контакты
НТ МЭИ
Волшебство науки
Криофизика
карта сайта