Криогенная техника. Основы специальности |
Основы специальности ПредисловиеВведениеМатериально-техническая база общества Виды техникиФункции техникиПереработка и передача информацииТехнологияНаука и техникаТехника и производствоЭтапы развития техникиНаучно-техническая революцияПрофессиональная функция инженера Социальная функция инженера Виды инженерной деятельности. СпециализацияВиды инженерной деятельности по задачамИнженерное творчествоИзобретение и открытиеОсобенности инженерного творчестваОграничения инженерного творчестваПодготовка инженеровЧему и как учат студентаОбщие и специальные учебные дисциплиныОбъект, процесс и методЛекция - основная форма обученияИз истории криогенной техникиРазвитие криогеники в двадцатом векеЗачем нужна криогенная техникаЗадачи и методы криогенной инженерииКраткий словарь терминов «крио»Литература |
В. М. Бродянский. Криогенная техника. Основы специальностиЛекция - основная форма обученияМноголетняя практика выработала целый комплекс форм обучения. К ним относятся лекции, семинарские занятия, консультации, упражнения, лабораторные занятия, обязательные задания, типовые расчеты, научно-исследовательские работы (УИР и НИР), производственная практика. Существуют и различные формы контроля для работы студентов - зачеты, экзамены, защиты УИР, НИР и курсовых проектов и, наконец, в конце обучения - государственный экзамен по научному коммунизму и защита дипломного проекта (или работы). Ниже мы остановимся только на ведущей форме обучения в вузе - лекции. Лекция (от лат. lector - чтец; отсюда выражение «читать лекцию») - устное изложение определенного раздела учебной дисциплины, направленное на выработку у слушателей активного усвоения основных ее положений. Когда-то, в средние века, когда книги были редкостью, лектор был в полном смысле слова чтецом, так как читал вслух книгу, а студенты слушали и то, что нужно, записывали. В наше время выражение «читать лекцию» потеряло прежний смысл; более того, если «лектор» читает текст по бумажке, то он для высшей школы (как и для любой другой) совершенно непригоден. Лектор воздействует на аудиторию живым словом: все самые современные технические средства, которые он использует, хотя и важны, но все же играют лишь вспомогательную роль. Об этом хорошо сказал еще 100 лет назад замечательный лектор и пропагандист науки проф. В.Л. Кирпичев: «Пока живет человечество, не умолкнет и живая речь и передача этой речью положений науки». Казалось бы (а многим и действительно кажется), что слушать и усваивать лекцию намного легче, чем работать на других видах занятий. На упражнениях надо решать задачи, на лабораторных занятиях - осваивать стенды и приборы и т.д.; на лекциях же остается на долю студента «просто» сидеть, слушать и кое-что записывать.
На самом деле все обстоит как раз наоборот. Слушать лекции (по-настоящему, конечно) намного труднее, чем работать ка других видах занятий. Причин этому много. Прежде всего, важно учитывать чисто организационную сторону дела. На лекции один профессор (или доцент) приходится на поток из нескольких групп студентов; возможность диалога с лектором (если не считать вопросов и ответов на них, а также консультации) ограничена. Во всех других формах обучения, напротив, прямой контакт студентов с преподавателем или руководителем намного теснее (поскольку на одного преподавателя приходится меньшее количество студентов, а диалог между преподавателем и студентом занимает значительное место). Кроме этого, на лекциях характер и объем работы студента зависит от него самого; в других формах обучения он регламентирован соответствующими методическими пособиями, заданиями и контролем преподавателя. Однако главная трудность в усвоении лекционного материала связана с содержанием лекций. Материал, излагаемый на лекциях, носит фундаментальный, обобщающий характер; он содержит современные научные понятия и идеи, анализ перспектив рассматриваемой области науки или техники, характеризует место ее среди других и значения для народного хозяйства и науки. Часто в лекциях излагаются вопросы, которые еще окончательно не решены и должны рассматриваться как проблема, а не как завершенная область знаний. При всем при этом большая часть лекционного материала состоит из новой информации; элементы повторения, комментирования, закрепления, уточнения здесь почти отсутствуют. Таким образом, становится очевидным, что понять, усвоить и законспектировать материал лекции не так просто. Чтобы решить эту задачу, необходимо осознать основное: слушание лекций - это работа, и работа, требующая упорства и умения. Чтобы делать эту работу хорошо и с наименьшей затратой сил, каждый студент должен выработать свою методику, соответствующую его личным особенностям. Однако существует несколько общих правил, выполнение которых необходимо всем. 1. Главное в лекции - не формулы, а идеи. Их нужно в первую очередь понять и усвоить. 2. Понять следующую лекцию, не зная предыдущей, нельзя. Поэтому к каждой лекции нужно готовиться, просмотрев материал предыдущей лекции и, если необходимо, соответствующую литературу. Иначе наступает «отрыв» от лектора, ликвидировать который очень трудно. 3. Конспектировать нужно не все, что говорит, пишет или показывает на экране лектор, а только самое главное. Умение тут же, сразу выявить, уловить главное - основа конспектирования. Труд, потраченный на лекции, всегда окупается, ибо знание материала существенно облегчает работу на всех остальных этапах обучения. И наоборот, пробелы в усвоении материала лекций вызывают необходимость делать в последующем много лишней и малоэффективной работы. Следующая страница: Из истории криогенной техники
|
Криогенная техника. Основы специальности |
© Кафедра низких температур МЭИ, 2021.
Криофизика, криоэнергетика, криоинженерия. Криогенная техника. |
о проекте контакты |
НТ МЭИ Волшебство науки Криофизика |
карта сайта |