Криогенная техника. Основы специальности |
Основы специальности ПредисловиеВведениеМатериально-техническая база общества Виды техникиФункции техникиПереработка и передача информацииТехнологияНаука и техникаТехника и производствоЭтапы развития техникиНаучно-техническая революцияПрофессиональная функция инженера Социальная функция инженера Виды инженерной деятельности. СпециализацияВиды инженерной деятельности по задачамИнженерное творчествоИзобретение и открытиеОсобенности инженерного творчестваОграничения инженерного творчестваПодготовка инженеровЧему и как учат студентаОбщие и специальные учебные дисциплиныОбъект, процесс и методЛекция - основная форма обученияИз истории криогенной техникиРазвитие криогеники в двадцатом векеЗачем нужна криогенная техникаЗадачи и методы криогенной инженерииКраткий словарь терминов «крио»Литература |
В. М. Бродянский. Криогенная техника. Основы специальности1.5a. Научно-техническая революцияПромышленный переворот проходил два последовательных этапа. Первый был связан с внедрением в промышленность машин, заменяющих рабочего в выполнение функций производственного процесса; связанных с обработкой материала. Другими словами, первая функция воздействия на объект труда передавалась от человека к технике. В основном такой переход происходил применительно к механической технологии, занимавшей определяющее положение в промышленности того времени. Второй этап промышленного переворота был связан со второй, энергетической функцией техники - внедрением в промышленности, а затем и на транспорте универсального двигателя. В отличие от функции обработки материала энергетическая функция к этому времени уже частично была передана технике. Сравнительно широко использовались ветряные и водяные двигатели. Однако этого в новых условиях было недостаточно. Нужен был универсальный и достаточно мощный двигатель, который мог быть установлен в любом месте, и работа которого не зависела бы от прихотей погоды и времени года. Таким двигателем стал тепловой - паровая машина. Благодаря работам Папина, Ньюкомена, Ползунова, Уатта, паровая машина стала достаточно совершенной, чтобы обеспечить быстро растущие потребности в энергии шахт, рудников и новых промышленных предприятий. К концу промышленного переворота был решен и вопрос об использовании паровой машины для водного (Фультон) и железнодорожного (Тревитик, Стефенсон, Черепановы) транспорта.
Оба этапа промышленной революции привели к необходимости проектирования, изготовления и эксплуатации небывало большого количества машин как для добывания и обработки материалов, так и энергетического назначения. Для того чтобы иметь самим эти машины, нужны были и другие машины, чтобы их делать. Появилось машиностроение - говоря теперешним языком, для тяжелой и легкой промышленности, энергетической, металлургической, химической, для сельского хозяйства и т.д. Промышленный переворот заложил основы того бурного развития техники и технологии, которое стало наряду с наукой базой современной научно-технической революции. Промышленный переворот имел еще два важных следствия. Первое из них - начало развития технических наук, специально предназначенных вначале для получения ответов на непосредственные научные вопросы техники и технологии, а в дальнейшем - для изучения более общих специфических законов «второй природы». Другое последствие промышленного переворота относится к социальной сфере. Это возникновение большой армии промышленных рабочих, а также техников и инженеров. Именно в это время возникла инженерная профессия в современном смысле этого слова. Чтобы изобретать и разрабатывать машины, руководить их изготовлением, строить заводы и фабрики, руководить их технической эксплуатацией, нужны были кадры специально подготовленных людей. Именно поэтому в период промышленного переворота впервые возникают специальные учебные заведения для подготовки инженеров: такие, как Королевский институт в Англии (1799), Политехническая школа во Франции (1805), Горное училище (1733), Институт инженеров путей сообщения (1809) в России и т.д. Современная научно-техническая революция (НТР) существенно отличается от революций ХVII-ХVIII веков и последовавшего за ней промышленного переворота. И дело здесь не только (и не столько) в том, что, как это следует из самого названия НТР, коренные, качественные изменения происходят одновременно как в научной, так и технической областях. Эти изменения очень велики - их трудно даже перечислить; они связаны с такими событиями, как использование ядерной энергии, выход в космос, открытие структуры гена, кибернетика, разработка ЭВМ и микропроцессоров, криогеника и т.д. Все эти (и многие другие) достижения науки и техники - создали лишь базу, предпосылку для НТР. Но главная особенность современной НТР, определяющая ее существо, состоит в другом. Современная НТР характеризуется завершением перехода от человека к технике последних, остававшихся еще «на его попечении» задач, относящихся к третьей функции - переработке информации - логической и управляющей. Этим, наиболее трудным переходом заканчивается, если так можно выразиться, "предыстория техники", когда некоторые ее функции еще должен был выполнять человек. При этом переходе происходит качественное, коренное изменение в производительных силах, охватывающее одновременно все три ее компонента, - средства труда, предмет труда и саму трудовую деятельность человека. Сумма средств труда, т. е. техника, в результате того, что она, в принципе, может теперь в полном объеме выполнять все три функции, ей свойственные, может обеспечить небывало высокую производительность труда человека. Это повышение производительности относится не только к труду в материальной, но и интеллектуальной сфере. Что касается предмета труда, то НТР связана с революционным расширением не только круга материалов и ресурсов, используемых в производстве, науке и быту человека, но и гигантским ростом ассортимента выпускаемых изделий всех видов и назначений. Трудовая деятельность человека в результате передачи технических нетворческих функций приобретает в процессе НTP качественно иной характер. Освобожденный от технической работы, человек может обратить несравненно большие силы на творческую часть своей деятельности. Работа в области производства приобретает теперь совершенно иной характер. Предсказывая такой поворот, К. Маркс писал: «Вместо того, чтобы быть главным агентом процесса производства, рабочий становится рядом с ним» [4]. Не менее резко меняется и характер труда в области науки, создания новой техники, управления, образования, обслуживания и т.д. Увеличивается роль творческих функций труда всех видов; соответственно возрастают и требования к интеллектуальной и профессиональной подготовке кадров. Происходят и структурные изменения в соотношении основных областей человеческой деятельности. Повышение производительности труда приводит к перекачке трудовых ресурсов: из сельского хозяйства в промышленность, из промышленности в сферу науки, образования, обслуживания. Увеличивается в области техники доля инженерных и научных работников, а среди рабочих стремительно растет доля высококвалифицированных специалистов. Все перечисленные качественные изменения производительных сил происходят, естественно, не в безвоздушном пространстве, а на определенной материальной базе - нашей земле, планете, имеющей, хоть и огромные, но далеко не беспредельные размеры и ресурсы. HTР по своим масштабам и возможным последствиям такова, что становится необходимым учитывать глобальное воздействие техники на окружающую среду. Воздействие технической деятельности человека на окружающую природу становится соизмеримым с силами самой природы, причем не только в локальном (это бывало и раньше), но и в глобальном масштабе. Возникает неотложная необходимость учета экологических факторов при выработке любого технического решения (экономия материальных и энергетических ресурсов, создание безотходной технологии). Без коренной перестройки всей современной техники, направленной на выполнение требований экологии, дальнейшее развитие производительных сил станет невозможным. Все необходимые научно-технические предпосылки такой перестройки имеются; НТР не только обострила эту проблему, но и создала базу для ее решения. Современная научно-техническая революция по своему всемирно-историческому значению может быть сравнена только в другой революцией, происходившей в очень далекие времена и внешне мало на нее похожей. Это неолитическая революция, которая знаменовала собой, по существу, начало цивилизации. Действительно, неолитическая революция была связана с гигантским качественным переходом - от пассивного собирательства того, что уже было заготовлено самой природой (сбор растительной пищи, охота, рыболовство) к активному воздействию на нее человека: земледелию и приручению животных. Все это потребовало и социальной перестройки возникновения классового общества. НТР тоже связана с переходом от прежнего типа цивилизации к новой, при которой человек освобождается от выполнения того, что может сделать высшая техника (всех ее трех функций), оставляя за собой только творческие аспекты деятельности, направленной на научно-технический и социальный прогресс. В какой степени все изложенное выше относится к инженеру? Очевидно, что роль инженера, как проводника научно-технической революции, становится чрезвычайно ответственной. Здесь руководящим лозунгом может служить мысль, высказанная Энгельсом еще столетие назад: «Когда вокруг бушуют волны технической революции, нужны смелые головы». «Смелые головы» могут, естественно, принести пользу тогда, когда они вооружены знанием того, что и как они должны делать и каковы их профессиональные и социальные задачи. Применительно к профессии инженера об этом пойдет речь в следующей, второй главе. Следующая страница: Профессиональная функция инженера
|
Криогенная техника. Основы специальности |
© Кафедра низких температур МЭИ, 2021.
Криофизика, криоэнергетика, криоинженерия. Криогенная техника. |
о проекте контакты |
НТ МЭИ Волшебство науки Криофизика |
карта сайта |