Криогенная техника. Основы специальности |
Основы специальности ПредисловиеВведениеМатериально-техническая база общества Виды техникиФункции техникиПереработка и передача информацииТехнологияНаука и техникаТехника и производствоЭтапы развития техникиНаучно-техническая революцияПрофессиональная функция инженера Социальная функция инженера Виды инженерной деятельности. СпециализацияВиды инженерной деятельности по задачамИнженерное творчествоИзобретение и открытиеОсобенности инженерного творчестваОграничения инженерного творчестваПодготовка инженеровЧему и как учат студентаОбщие и специальные учебные дисциплиныОбъект, процесс и методЛекция - основная форма обученияИз истории криогенной техникиРазвитие криогеники в двадцатом векеЗачем нужна криогенная техникаЗадачи и методы криогенной инженерииКраткий словарь терминов «крио»Литература |
В. М. Бродянский. Криогенная техника. Основы специальности1.4. Наука и техникаСвязи в системе наука - техника - производство мы начнем рассматривать с первой: взаимодействия науки и техники. Наука вообще, как система знаний, состоит из ряда частных наук, каждая из которых связана с определенным кругом объектов, которые она изучает. Все науки можно разделить на три группы. Есть науки естественные, посредством которых человек изучает окружающую его природу – неживую и живую; есть науки технические, занятые изучением законов «второй природы», созданной человеком, и, наконец, есть науки общественные, объектом изучения которых является человеческое общество. Кроме этого в каждой группе наук есть фундаментальные науки, посвященные изучению общих закономерностей изучаемых объектов независимо от возможности их использования, и науки прикладные, занимающиеся изучением своих объектов, имея в виду использование полученных знаний для практических целей. Жестких, четких границ между фундаментальными и прикладными науками не существует; часто фундаментальные открытия прямо связаны с прикладными задачами, а прикладные исследования приводят к открытию фундаментальных законов.
Как же связана техника с науками, входящими в каждую из перечисленных трех групп? Естественные науки фундаментального характера, такие, как математика, физика, химия, биология, астрономия идут впереди, как разведчики в армии. Эти науки создают определенный «задел» - запас открытий, методов и теорий, из которых техника черпает новые идеи. Их использование зачастую приводит к революционным преобразованиям в технике и технологии. Достаточно вспомнить, например, такие открытия в физике, как искусственная радиоактивность или электромагнитные волны, которые привели к атомной энергетике и радиотехнике; в биологии - открытие молекулярной структуры гена, вызвавшее к жизни новую отрасль техники - «генную инженерию». В свою очередь, техника во многом определяет развитие фундаментальных естественных наук, обеспечивая их мощными средствами исследования. Далеко ушли не только те времена, когда можно было открыть новые законы природы, сбрасывая камень с башни или наблюдая качания люстр в соборе (как делал Галилей), но и те, когда все нужные приборы изготовляли сами исследователи с помощью лаборантов. Современные приборы для фундаментальных научных исследований - это большей честью сложнейшие технические объекты, иногда большие, чем целый цех или даже завод (та самая «техника для науки», о которой говорилось в п. 1.2). Еще ближе к технике стоят прикладные естественные науки: например, минералогия - к горной технике, анатомия и физиология к медицинской технике, генетика - к биотехнике и т.д. Технические науки, как видно из самого их названия, порождены самой техникой и неразрывно с ней связаны. Результаты, получаемые этими науками, прямо, непосредственно идут в технику; и напротив, техника постоянно ставит перед техническими науками новые задачи. Фундаментальные технические науки изучают общие закономерности структуры и функционирования технических устройств, их развития, совершенствования и проектирования. Эта группа наук начала формироваться только в последнее время, когда потребовалось изучение общих закономерностей, присущих объектам растущего мира «второй природы». К ним относятся, например, техническая кибернетика, общая теория технических систем (системотехника). Прикладные технические науки относятся к изучению конкретных задач техники: электротехника, сопротивление материалов, радиотехника, химическая технология и т.д. Число прикладных технических наук постоянно растет по мере возникновения новых направлений техники и технологии. Однако одновременное развитие фундаментальных технических наук не дает прикладным наукам «разбегаться» в разные стороны и обеспечивает для них единую основу. Общественные науки - фундаментальные (история, экономика) и прикладные (социология, конкретная экономика, демография, этика, правоведение, педагогика и т.д.) не так, как естественные и технические, но в ином плане тоже имеют тесную взаимосвязь с техникой. Это определяется прежде всего тем, что техника - явление общественное. Техника создается людьми и служит людям, как часть производительных сил общества; она непосредственно влияет на его развитие и сама испытывает его воздействие. Таким образом, науки всех трех видов (а не только технические) каждая по своему, так или иначе связаны с техникой, и это влияние нельзя не учитывать. То же относится и к многочисленным «промежуточным» наукам, находящимся на стыках трех видов наук (например, экология, география и т.д.). Следующая страница: Техника и производство
|
Криогенная техника. Основы специальности |
© Кафедра низких температур МЭИ, 2021.
Криофизика, криоэнергетика, криоинженерия. Криогенная техника. |
о проекте контакты |
НТ МЭИ Волшебство науки Криофизика |
карта сайта |