Криогенная техника. Основы специальности |
Основы специальности ПредисловиеВведениеМатериально-техническая база общества Виды техникиФункции техникиПереработка и передача информацииТехнологияНаука и техникаТехника и производствоЭтапы развития техникиНаучно-техническая революцияПрофессиональная функция инженера Социальная функция инженера Виды инженерной деятельности. СпециализацияВиды инженерной деятельности по задачамИнженерное творчествоИзобретение и открытиеОсобенности инженерного творчестваОграничения инженерного творчестваПодготовка инженеровЧему и как учат студентаОбщие и специальные учебные дисциплиныОбъект, процесс и методЛекция - основная форма обученияИз истории криогенной техникиРазвитие криогеники в двадцатом векеЗачем нужна криогенная техникаЗадачи и методы криогенной инженерииКраткий словарь терминов «крио»Литература |
В. М. Бродянский. Криогенная техника. Основы специальности2.2a. Виды инженерной деятельности по задачам и характеру трудаВместе с тем, одновременно со специальностями существуют виды инженерной деятельности, различающиеся характером труда и нужных для него способностей и интересов. Они в определенной степени связаны со специальностью и специализацией, но не совпадают с ними, относясь к несколько иному разряду подразделений инженерного корпуса. Эти виды деятельности определяются в основном структурой производства, науки и образования; они примерно одинаковы для разных отраслей. Сейчас можно выделить по крайней мере девять таких видов инженеров.
Рассмотрим подробнее каждый из этих видов. 1. Инженер-исследователь работает в области технических наук и решает как научные, так и научно-технические задачи, возникающие «на переднем крае» при создании новой техники и технологии, а также их усовершенствовании. Другими словами, ему приходится решать как научные вопросы, выдвигаемые непосредственно инженерной практикой, так и такие, которые направлены на перспективу и обеспечивают необходимое опережающее развитие технических наук (научный задел) по отношению к производству. Вторая задача требует умения прогнозировать направления развития техники и технологии. 2. Инженер-конструктор (от лат. construene - сооружать, строить) создает в виде технической документации (расчеты, чертежи, технические условия и т.д.) основу для изготовления нового технического объекта. [Технический объект - общее название различных отдельных устройств или их комплексов, предназначенных для выполнения какой-либо функции техники. Это может быть станок, самолет, реактор, ЭВМ, автоматическая линия, научный прибор и т.д.] Обычно на этом обязанности инженера-конструктора не кончаются; он курирует свое детище (или ту его часть, которую конструировал) до самого выпуска, производя необходимые доработки и изменения. Но и тогда, когда изделие находится на испытаниях, в эксплуатации у потребителя, конструктор должен знать все о его судьбе, достоинствах и недостатках, чтобы учесть их в дальнейшем. 3. Инженер-технолог разрабатывает технологические процессы - методы воздействия на предмет труда, придающие ему необходимые свойства. Существуют две разновидности технологов, области работы которых существенно различаются. а) Технологи, работающие в областях техники, предназначенной для осуществления функции преобразования вещества. Такие инженеры имеют дело с технологией, лежащей в основе данного производства (или научного исследования). Это чаще всего технологические процессы в химической, металлургической, пищевой отраслях, отчасти в энергетике. В них разработка техники начинается с технологического процесса. Только после того, как он в основе разработан, конструктор начинает его «конструктивное оформление» - создание соответствующего оборудования (машины, аппараты, приборы). Технолог в описанном случае работает до конструктора. б) Технологи, работающие в областях техники, выполняющей задачи, отличные от преобразования вещества (транспортные, энергетические, контрольно-информационные, логические, управляющие). Здесь непосредственная работа по созданию технического объекта начинается с конструктора; роль технолога здесь состоит в том, чтобы найти и разработать наилучшую технология изготовления технического объекта (например, автомобиля, самолета или ЭВМ). Такой технолог работает после конструктора. Необходимо отметить, что технолог, занимающийся технологией изготовления, нужен и при создании техники, описанная в пункте а), наряду с технологом, работающим до конструктора. 4. Инженер-проектировщик (от лат. progectus - брошенный вперед) создает проекты для строительства сооружений, включающих в основном уже готовые технические объекты. Его задача - наилучшим образом соединить все эти отдельные объекты для того, чтобы построить комплексные сооружения - заводы, комбинаты, институты, электростанции, мосты, газопроводы, жилые дома, железные дороги, порты и т.д. Термин «проектирование» многозначен. В широком смысле он обозначает комплекс работ, направленных на создание технического объекта (конструирование составляет один из этапов этого комплекса, включающего научные исследования, разработку технологии и т.д. [13]). В более узком смысле проектирование - это разработка технической документации на строительство. Проектировщик должен при этом выполнять три задачи. а) «Привязать» проектируемые строительство к условиям честности, учитывая ее рельеф, климатические условия, энергоснабжение, природные ресурсы, транспортные связи и т.д. б) «Увязать» между собой все части сооружения и технические объекты, находящиеся в них, разместив их наивыгоднейшим образом с точки зрения строительства, монтажа, наладки и эксплуатации. в) «Обвязать» все сооружения и технические объекты линиями коммуникаций для потоков материалов, энергии и информации. При всех процессах «привязки», «увязки» и «обвязки» проектировщик должен учитывать нужды и удобства людей, которые будут работать на проектируемом сооружении. Иногда проектировщикам приходится выполнять функции конструкторов и технологов, изменяя некоторые агрегаты в соответствии с задачами проектирования или создавая новые звенья. Работа проектировщика требует широкого инженерного кругозора и особого умения смотреть вперед, предвидеть. Все, что он создает, предназначено для относительно долгой жизни (обычно сооружение существует намного дольше, чем входящее в него оборудование) и реализуется через несколько лет. 5. Инженер-производственник возглавляет процесс производства, ведущийся на основе технической документации, разработанной на предшествующих этапах конструкторами, технологами или проектировщиками. В зависимости от того, что должно быть результатом его труда: технический объект, разработанный конструкторами и технологами, или спроектированное сооружение - инженеры-производственники бывают двух разновидностей. а) Инженер-эксплуатационник, занятый на эксплуатации или ремонте техники, предназначенной для выполнения какой-либо ее функции в производстве, быту, науке или военном деле. б) Инженер-строитель, занимающийся возведением различных сооружений. В любом случаем как при эксплуатации техники, так и в строительстве, постоянно возникают новые задачи или нестандартные ситуации, которые требуют творческих инженерных решений как научно-технических, так и организационных. Бывают, конечно, и стандартные производственные дела, характерные для установившихся неизменных условий производства. В этом случае, как и для решения типовых конструкторских, технологических и проектных задач, квалификации инженера не требуется. Производство занимает особое, ключевое место среди этапов создания техники. Все они в конечном счете направлены на обеспечение его требований. Это наглядно видно из схем, представленных на рис. 2. Верхняя схема (а) относится к производству технических объектов, для которых не требуется предварительная разработка технологии: (б) - относится к технике, предназначенной для выполнения функции обработки материалов; нижняя схема (в) относится к строительству. На схемах стрелками показаны прямые и обратные связи между этапами. Штриховой линией показано организационное объединение ряда этапов «под одной крышей» - в НПО (научно-производственное объединение), штрихпунктирной - отдельные единицы: НИИ (научно-исследовательский институт), КБ (конструкторское бюро) и завод.
6. Инженер-педагог занимается обучением и воспитанием будущих «офицеров» и «солдат» технической армии - инженеров, техников и рабочих. Чтобы хорошо выполнить эту задачу, инженер-педагог должен иметь два важных качества: Первое из этих качеств требует определенного производственного и научного опыта; идеальный вариант - сочетание производственной или научной работы с преподаванием. Это позволяет педагогу постоянно «держать руку на пульсе» научно-технического прогресса и передавать все новое своим ученикам. Не менее важно и методическое мастерство, без которого самый лучший специалист не сможет передать свои знания и умения учащимся, привить им интерес к будущей работе. Как и любая другая разновидность инженерного труда, педагогическая работа в области техники требует специфических способностей, а еще лучше - таланта. Кроме морального удовлетворения, радости от успехов своих учеников правильно построенная преподавательская деятельность, как справедливо отмечал акад. П.Л. Капица, помогает научному работнику и инженеру глубже понять свой предмет и эффективнее работать. 7. Инженер-информатор работает в сфере распространения научно-технической информации. Это новое, но очень важное направление инженерной деятельности сформировалось сравнительно недавно в связи с чрезвычайно быстрым ростом объема новой научно-технической информации. В необъятном море накопленной за много лет и все время пополняемой информации инженер уже не может самостоятельно найти весь необходимый ему материал. Ему нужен специалист «лоцман», который может направить его в нужную сторону. Работа такого специалиста, имеющего широкую эрудицию и опыт в какой-то определенной области техники и технических наук, а также подготовку по информатике, может проходить в одном из двух направлений. [Информатика - наука о хранении, переработке и способах представления информации. ] а) Изучение, выбор и систематизация литературной, патентной и другой информации в определенной области для передачи ее в обработанном виде (аннотации, рефераты, обзоры) нуждающимся в ней специалистам. б) Экспертиза предполагаемых изобретений в различных областях техники. Такая экспертиза нужна для того, чтобы определить их новизну на основе специального информационного поиска и не «изобретать велосипед». Информационный поиск при экспертизе изобретений на новизну ведется очень широко, на нескольких языках; часто приходится поднимать литературу многолетней давности. Такой поиск полезен еще в том отношении, что дает материал о старых, забытых идеях и изобретениях, некоторые из которых могут сами обрести "вторую жизнь" и натолкнуть на новые полезные идеи. 8. Инженер-испытатель занимается проверкой, испытанием технических объектов на заключительном этапе их создания. Турбина, автомобиль, ЭВМ, самолет, ядерный реактор и т.д. прежде чем получить право на жизнь, проходят многочисленные и сложные испытания, намного более трудные, чем при нормальной эксплуатации. Задача испытателя состоит не только в выявлении недостатков и слабых мест изделия; он должен находить его скрытые свойства, неиспользованные резервы. Инженер-испытатель, как и врач, должен быть хорошим диагностом, видеть машину «насквозь», чувствовать и ее болезни и ее возможности. Часто, особенно в авиации, космической технике, работа испытателя может быть связана и с определенным риском. [Об этом хорошо написано в книге летчика-испытателя Н. Галлая «Испытано в небе».] 9. Инженер-организатор - специалист в области организации производственной и научно-исследовательской работы. Появление этой новой специальности связано со все растущей ролью правильной организации и управления в технике и науке. Для инженера, специализировавшегося в этой области, важны прежде всего общие закономерности и принципы организации и управления. Работники, занятые непосредственно в сфере науки и производства, тоже обычно имеют определенные знания и опыт в области организации и управления; но они не могут «объять необъятное» и сами решить все вопросы такого рода. Здесь нужна специальная подготовка. Инженеры-организаторы совместно с заинтересованными отраслевыми специалистами разрабатывают оптимальные организационные структуры и системы управления цехов, лабораторий, заводов, институтов, КБ, НПО и отдельных отраслей, консультируют их руководителей по этим вопросам. Каждый из перечисленных видов инженерной деятельности не отделен от других резкой границей. Все они тесно связаны. Чтобы успешно взаимодействовать, специалисты всех видов должны хорошо понимать друг друга: конструктор - технолога, исследователь - производственника, испытатель – конструктора, организатор - всех остальных (и наоборот) и т.д. Для этого каждому инженеру необходим широкий научно-технический кругозор - определенный уровень знаний во всех "соседних" видах инженерных работ в сочетании с высокой квалификацией в своей области. «Узкий» специалист, замкнувшийся в своей области и ничего не смыслящий в соседних, никогда не создаст ничего значительного. Напротив, специалист с широким кругозором может (при затрате определенных усилий) перейти из одной области в другую, представляющую с некоторого времени больше возможности для творческой работы. Такие «двойные» специалисты, имеющие наиболее широкий кругозор, особенно ценны, ибо именно на стыках различных областей, при их взаимодействии чаще всего возникают новые «точки роста». Следующая страница: Инженерное творчество
|
Криогенная техника. Основы специальности |
© Кафедра низких температур МЭИ, 2021.
Криофизика, криоэнергетика, криоинженерия. Криогенная техника. |
о проекте контакты |
НТ МЭИ Волшебство науки Криофизика |
карта сайта |