Криогенная техника. Основы специальности |
Основы специальности ПредисловиеВведениеМатериально-техническая база общества Виды техникиФункции техникиПереработка и передача информацииТехнологияНаука и техникаТехника и производствоЭтапы развития техникиНаучно-техническая революцияПрофессиональная функция инженера Социальная функция инженера Виды инженерной деятельности. СпециализацияВиды инженерной деятельности по задачамИнженерное творчествоИзобретение и открытиеОсобенности инженерного творчестваОграничения инженерного творчестваПодготовка инженеровЧему и как учат студентаОбщие и специальные учебные дисциплиныОбъект, процесс и методЛекция - основная форма обученияИз истории криогенной техникиРазвитие криогеники в двадцатом векеЗачем нужна криогенная техникаЗадачи и методы криогенной инженерииКраткий словарь терминов «крио»Литература |
В. М. Бродянский. Криогенная техника. Основы специальностиВВЕДЕНИЕСтудент, начинающий курс учебы в институте, имеет, как правило, лишь общее представление о своей будущей специальности и работе. Это относится как к деятельности инженера в общем, широком плане (что такое инженер и какова его роль в нашем обществе), так к в более узком, конкретном плане, относящемся к выбранной специальности. Между тем, известное правило А.В.Суворова: «каждый солдат должен понимать свой маневр» в полной мере относится и к студенту. Он должен понимать, зачем, чему и как его учат в институте и почему именно так, а не иначе. Для этого нужно прежде всего знать ответы на три вопроса: что такое техника, что такое инженер и, наконец, применительно к специальности - что такое криогенная техника. Начнем со второго вопроса, наиболее важного для всякого, кто решил стать инженером. Казалось бы, что ответ на него должен быть очень простым. Большая советская энциклопедия (БСЭ) формулирует его так: «Инженер (фр. Ingenieur от лат. ingenium - способность, изобретательность) - лицо, получившее законченное высшее техническое образование по определенной специальности». Коротко, но не совсем ясно. Никакой информации о том, что где должен представлять собой инженер и что он должен делать, такое определение не содержит. Это чисто юридическое объяснение, придающее решающее значение самому факту получения соответствующего образования. Как не вспомнить тут Марка Твена: «цветная капуста - не что иное, как обыкновенная капуста с высшим образованием». Мысль о «способности, изобретательности», лежащая в основе слова «инженер», в определении никак не отразилась. Не связана оно и с дальнейшей профессиональной и общественной деятельностью обладателя инженерного диплома, т.е. она может быть самой разнообразной.
Французский энциклопедический словарь «Лярусс» определяет инженера, как «лицо, познания которого позволяют ему заниматься активной научной и технической деятельностью». Однако очевидно, что и это определение, хотя и идет дальше, чем первое, все же недостаточно полно. Можно было бы привести и другие высказывания на эту тему, но большая их часть не дает ясного ответа на вопрос. Таким образом, становится очевидно, что здесь дело не так просто; требуется более основательный разбор. Очевидно только одно: дать правильное определение термина «инженер» можно, только опираясь прежде всего на анализ сферы его профессиональной деятельности. Эта сфера определяется ролью инженера, как специалиста в области техники и технологии. Это означает, что при установлении основных черт инженерной профессии речь прежде всего должна вестись о технике, технологии, технических науках и всем, что непосредственно с ними связано. Определить, в свою очередь, что такое техника и технология - тоже не так просто. Эти слова толкуются по-разному, и чтобы дать достаточно обоснованное их определение, необходим научный анализ. У каждого инженера существует своя специальность, определяющая область, в которой он работает. У нас это криогенная техника. Криогенная техника - более узкое понятие, чем техника вообще. Оно относится к области очень низких температур (по-гречески «крио» - морозный, холодный). Чтобы более точно представить себе эту область техники и технологии, нужно перейти к разбору того, что такое «очень низкие температуры», и зачем ими нужно заниматься. Учитывая все сказанное, дальнейшее изложение ведется именно в такой последовательности. В первой главе разбирается вопрос о том, что такое техника и технология. Во второй рассматривается профессия инженера и основные ее особенности. Наконец, в последней, третьей главе коротко рассказано о криогенной области задачах инженера, работающего в этой новой и интересной области. Следующая страница: Материально-техническая база общества
|
Криогенная техника. Основы специальности |
© Кафедра низких температур МЭИ, 2021.
Криофизика, криоэнергетика, криоинженерия. Криогенная техника. |
о проекте контакты |
НТ МЭИ Волшебство науки Криофизика |
карта сайта |